Технология дистанционного образования

Введение

C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. Обучаемому нет необходимости тратить время на перемещение к месту занятий, а сам урок можно почитать в любое удобное для себя время, изучив материал полностью или отложив прочтение части на потом. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, электронные журналы, чат, WEB-конференции и т. п. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса. На рынке программных продуктов существует большое количество программ для дистанционного обучения. В связи с этим встает проблема выбора программного продукта по определенным критериям и для определенного образовательного учреждения. Одним из таких критериев можно выделить способность администратора к быстрому приобретению навыков работы в программе.

Основные понятия дистанционного образования

Дистанционное образование — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность:

  • средств передачи данных,
  • информационных ресурсов,
  • протоколов взаимодействия,
  • аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения,

ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Итак, дистанционное обучение — новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Реализация дистанционного обучения базируется на информационных технологиях, обеспечивающих:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала,
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения,
  • предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала,
  • оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Термин дистанционное обучение, как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся.

  • Дистанционное образование с точки зрения обучения относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения.
  • Дистанционное образование с точки зрения учения относится к самостоятельной работе учащегося при любой форме обучения (в том числе и различных системах самообучения).

Дистанционное обучение — это приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии. [1]

В последние годы на Западе получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием систем управления обучением.

Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня является расширением термина «дистанционное обучение». ЭО — более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В настоящее время интерес к электронному обучению неуклонно возрастает. В отечественных вузах разработано большое количество курсов, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. [3]